Люксовые варианты малолитражек выпускались отечественным автопромом достаточно давно. Но предназначались они в основном на экспорт производились иод персональный заказ для очень уважаемых в стране людей. «Жигули» ВАЗ-2103 - первый народный автомобиль
в люксовом исполнении.

Русская или итальянская?


При подписании договора о сотрудничестве между компанией FIAT и Министерством автомобильной промышленности СССР 15 августа 1966 года в итальянском Турине специально оговаривалось, что ФИАТ предоставит, наряду с техническим проектом завода, полную документацию на два автомобиля, в исполнении «норма» и «люкс». ФИАТ, естественно, предлагал готовые решения. «Норма» —с двумя типами кузова, FIAT-124 и FIAT-124 Familiare, из которых позже получились жигулевские седан ВАЗ-2101 и универсал ВАЗ-2102. В качестве прототипа «люкса» итальянцы предлагали FIAT-125. Но оказалось, что в основе моделей 124 и 125 лежат разные платформы, с отличающимися по конструкции двигателями и разной ходовой частью. Советскую сторону такой вариант не устроил. Модель «люкс» заново была заказана итальянцам, с максимальной унификацией с моделью «норма». Выход из положения на ФИАТе нашли быстро. Как раз в это время итальянцы на-
чали работу над улучшенной модификацией 124-й машины, FIAT-124 Speciat. Поэтому далее оба проекта разрабатывались параллельно, взаимно обогащая друг друга. В итоге наш «люкс», ВАЗ-2103 «Жигули», и итальянский FIAT-124S оказались очень близки друг к другу, как по конструкции, так и по внешнему оформлению. Однако не стоит думать, что первые модели «Жигулей» — исключительно плод работы итальянцев. В то время советские специалисты постоянно находились в Турине, и все работы по проектированию и доводке новых машин велись в очень тесном взаимодействии. Более того, прототипы обязательно проходили жесткие испытания в СССР, где и принимались окончательные решения по запуску той или иной модели.

Больше комфорта


Советские потребители познакомились с моделью ВАЗ-2103 «Жигули» в 1973 году. Автовладельцы сразу оценили повышенный комфорт новой машины, невольно срав-нивая ее с первенцем Волжского автозавода — ВАЗ-2101 «Жигули». «Трешка» получила богатую внешнюю отделку с обилием хромированных деталей, улучшенную динамику. Она предназначалась для тех, кто за элегантный внешний вид и удобство готов был доплатить ощутимую сумму.
Для сравнения: ВАЗ-2101 стоил 5500 рублей, а ВАЗ-2103 уже 7500 рублей. Новые «Жигули» выгодно отличались внешне от более ранних моделей ВАЗа. Четырехфарная система освещения дороги и прямоугольная облицовка радиатора, дополнительные хромированные молдинги по всему кузову создавали образ престижного автомобиля с претензией на спортивность.
Были в отделке «трешки» и совершенно непривычные детали: двухцветные пластмассовые рассеиватели передних подфарников и огромные задние фонари. Ничего подобного наша промышленность до сих пор не предлагала, новая машина выглядела вычурно. Еще один нетривиальный штрих — красные фонарики в торцах передних дверей, которые загорались при открывании (если включено наружное освещение), обозначая в темноте габарит открытой двери. Радовала автолюбителей и богатая внутренняя отделка. Панель с круглыми приборами приобрела совсем другой вид. До тех пор такие комбинации встречались только на импортных спортивных автомобилях. Кроме того, панель приборов на ВАЗ-2103 отделывалась пластмассой, имитирующей ценные породы дерева. Новинкой для «Жигулей», да и для всех массовых отечественных легковых автомобилей, стал тахометр. Он облегчал контроль числа оборотов двигателя и позволял даже малоопытному водителю легко и безошибочно выбирать нужную передачу. На спидометре дополнительно появился счетчик суточного пробега, тоже новинка на советском автомобиле. Необычным было и наличие распределителя теплого воздуха от печки к ногам пассажиров заднего сиденья, и мощный стекло-омыватель ветрового стекла, действующий от насоса под левой ногой. Напомним, что на «копейке» в то время омыватель приводился в действие маленькой резиновой кнопочкой на панели приборов, пользоваться которой было откровенно неудобно. Владельцы первых ВАЗ-2103 заметили, что в машине обивка дверей стала иной, а на самих дверях появились большие удобные подлокотники. На заднем сиденье установили откидной подлокотник посередине. А на пол постелили ворсистые коврики, заменившие голую резину на ВАЗ-2101. Новшества затронули не только салон, но и двигатель, и тормозную систему. Более мощный двигатель позволял быстрее набирать скорость (разгон с места до 100 км/ч за 19 секунд), легче преодолевались подъемы. Максимальная скорость возросла до 150 км/ч. Повышение мощности двигателя (с 62 до 75 л. с.) достигнуто не форсированием (изменением степени сжатия), а увеличением рабочего объема (до 1451 см3, вместо 1198 см3) и рабочего хода поршня. Соответственно, стал выше блок цилиндров, изменились размеры коленчатого вала.
Чтобы водитель меньше утомлялся во время движения с частыми остановками, в тормозную систему ВАЗ-2103 ввели вакуумный усилитель тормозов, значительно снизивший усилия на педаль тормоза. В задних тормозах было предусмотрено устройство для автоматической установки зазора между колодками и тормозным барабаном по мере износа фрикционных накладок. Вследствие этого отпала необходимость в периодической регулировке задних тормозов. Для ВАЗ-2103 «Жигули» конструкторы предусмотрели новые покрышки радиального типа, у которых нити корда расположены в плоскостях, проходящих через ось колеса, в отличие от применявшихся ранее покрышек диагонального типа. Новые колеса оказались лучше приспособлены для длительной езды на высоких скоростях с резким ускорением и торможением.

0т судьбы не уйдешь


Одновременно с проработкой автомобиля «люкс» для СССР с кузовом седан итальянцы начали его эскизную проработку и с кузовом универсал. В общих чертах проект «люксового универсала» был готов к 1970 году, но наш Минавтопром отвергнул его концептуально. В СССР посчитали, что универсал —это «рабочая лошадка», наподобие фургона, и его «люксовый» вариант нам просто
не нужен. Доля истины в этом была, но если бы автомобиль состоялся, то второй универсал в ВАЗОВСКОЙ гамме наверняка получил бы индекс ВАЗ-2104. Интересно, что через десять лет, когда ВАЗ уже самостоятельно подготовил замену универсалу первого поколения, он получил именно этот индекс, став знаменитой «четверочкой».

Модернизация


«Трешка» продержалась в производстве 12 лет, практически не модернизируясь, и к закату конвейерной жизни выглядела уже порядком устаревшей. Это послужило поводом для ее снятия с производства. Но некоторые изменения в процессе выпуска с автомобилем все же происходили.В 1977-ом на машине полностью поменяли электрику, благодаря введению на ВАЗе более современных технологий: добавили новые клеммы, соединения электропроводки. Чуть раньше, в 1976 году, заменили карбюратор, установив единый с моделью ВАЗ-2106,с регулировочным винтом качества топлива. После, когда в 1982 году в серию пошел ВАЗ-2107, то «трешку» стали снабжать от него новым карбюратором «Озон». А в 1980 году ножной насос стеклоомывателя на машине заменили электрическим. Внешне ВАЗ-2103 менялись только в самом начале выпуска. Так, в 1973 году, уже после запуска серийного производства выяснилось, что для лучшего охлаждения двигателя машине необходимы дополнительные
прорези в передней панели кузова.

Эмблема


Итальянцам очень понравилась разработка советских дизайнеров — графика ладьи в виде буквы «В» на товарном знаке ВАЗ-2101. В Турине называли нашу ладью по своему — «барка». Для ВАЗ-2103 они решили сами предусмотреть заводской знак увеличенных размеров и вытянули парус ладьи вверх, вписав парусник в уже существующую эмблему FIAT, чем только испортили уже выверенный силуэт. Но подправлять дизайн эмблемы в спешке не стали, и на «трешке» она пошла в серийное производство в таком виде. Подкорректировали знак только на следующей модели — ВАЗ-2106.

Спорт

На международной спортивной арене ВАЗ-2103 «Жигули» впервые отметились в 1974 году и сразу показали достойный результат на международном ралли «1000 озер» в Финляндии. Экипаж Л. Шувалов и Л.Потапчик в составе сборной СССР завоевали первое место в классе (А2-1600).
На следующий год на том же ралли экипаж А. Козырчиков и Г. Козырчикова повторили успех — снова первое место в своем классе. Наиболее значимым спортивным достижением ВАЗ-2103 можно считать результат экипажа С. Брундза и А. Брум, когда они в 1976 году на престижнейшем международном ралли «Акрополис» в Греции поднялись до фантастической для нас высоты — шестое место в общем зачете! После этого события экспорт «Жигулей» в Грецию вырос сразу вдвое.

Форма и содержание

Двухцветные передние подфарники на ВАЗ-2103, выполненные единым блоком, были новинкой для отечественного автопрома

Форсунки смывателя ветрового стекла металлические, сегодня их чаще делают из пластика.
Фонарь подсветки заднего номерного знака расположен на бампере.

Задние фонари на ВАЗ-2103 — крупные, хорошо различимые. Указатель поворота по проекту располагался в верхней секции, но позже его перенесли в нижнюю по технологическим причинам

Утопленные ручки дверей изначально разрабатывались для люксовой модификации ВАЗ-2103, но впоследствии ради унификации были применены и на ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102.
Считалось, что «клыки» на бампере с резиновыми накладками спасают автомобиль от повреждений при небольших столкновениях. Штатное наружное зеркало BA3-21Q3 в хромированном корпусе
Оригинальный ромбовидный повторитель поворотов с хромированным молдингом внизу — находка советских дизайнеров.
Небольшие красные фонарики в торцах передних дверей впервые в СССР появились на ВАЗ-2103
Салон ВАЗ-2103 «Жигули» — верх совершенства и элегантности начала 70-х годов
Так называемая «борода» панели приборов с установленным монофоническим радиоприемником тате впервые появилась на ВАЗ-2103.
Очень удачные по дизайну классические приборы «спортивного» типа, установленные на ВАЗ-2103, до сих пор не потеряли актуальности.
Стильные часы в центре приборной панели — необходимый атрибут люнсовой модели.
С приходом ВАЗ-2103 ремни безопасности стали обязательными на всех машинах
Широкие подлокотники на дверях и в центре заднего сидения предоставляли пассажирам небывалый для малолитражки комфорт. На «трешку» устанавливался 1,5-литровый двигатель повышенной мощности — 75 л.с.
«Грелка» в моторном отсеке не что иное, как бачок стеклоомывателя ветрового стекла на ВАЗ-2103 ранних выпусков
Капот автомобиля навешивался на передних петлях и открывался против хода

Схема автомобиля ВАЗ-2103 «Жигули»


Техническая характеристика ГАЗ-13
Число мест:
5
Максимальная скорость
150 км/час
Время разгона до 100 км/ч
19 сек
Расход топлива при скорости 30-50 км/час
8,4 л/100 км
Электрооборудование
12 V
Аккумуляторная батарея
6СТ-55
Генератор
Г-221
Реле-регулятор
РР-380
Стартер
СТ-221
Прерыватель-распределитель
Р-125
Свечи зажигания
А17ДВ-0,2
Размер шин
6,45-13
Вес автомобиля в снаряженном состоянии:
без нагрузки общий
1030 кг
с нагрузкой 5 человек общий
1430 кг
на переднюю ось
656кг
на заднюю ось
774кг
Дорожные просветы:
под передней осью175мм
под задней осью170мм
Наименьший радиус поворота:
по колее переднего наружного колеса5,6м
внешний - по наиболее выступающей части5,9 м
Подвеска передняя:
независимая, рычажная на двух цилиндрических пружиннах, амортизаторы гидравлические телескопические
Подвеска задняя:
с цилиндрическими пружинами и реактивными штангами,
амортизаторы гидравлические,телескопические
Рулевой механизм:
глобоидальный червяк и двухгребневый ролик, передаточное отношение — 16,4                                
Тормоза
ножной — передний дисковый, задний барабанный, привод гидравлический
раздельный с вакуумным усилителем, задний тормоз имеет регулятор давления
ручной — на задние колеса с механическим приводом
Сцепление:
однодисковое, сухое
Коробка передач:
механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на I, II,
III и IV передачах
Передаточные числа:
I-3,75; II-2,30; III-1,49, IV-1,00 задний ход —3,87
Двигатель
ВАЗ-2103, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный
Диаметр цилиндра76мм
Ход поршня80мм
Литраж двигателя1451 см3
Степень сжатия8,8
Число клапанов8
Порядок работы цилиндров двигателя1-3-4-2
Карбюратор: 2103
Максимальная мощность: 75 л. с. при 5600 об/мин
Максимальный крутящий момент: 10,8 Нм при 3500 об/мин
Первую партию из 518 автомобилей ВАЗ-2103 «Жигули» выпустили в 4 квартале 1972 года. Но из-за отсутствия некоторых оригинальных комплектующих (панель приборов, элементы отделки салона и радиальные шины ИЯ-170) машины из этой первой партии оказались не совсем стандартными. Чтобы отличать от остальных, им присвоили
временный индекс ВАЗ-2103В, где буква «В» как раз и означала «временный». С начала 1973 года «трешка» приобрела законченный вид и выпускалась практически без изменений до 1984 года, когда собрали последние 435 машин. Всего за 12 лет изготовили 1 304 899 экземпляров ВАЗ-2103 «Жигули». Помимо базовой версии, серийно выпускались следующие модификации:
ВАЗ-21032 «Жигули» (1973-1981гг.) модификация для экспорта в страны с левосторонним движением; ВАЗ-21033 (1977-1983 гг.)
с двигателем ВАЗ-21011 (1300 см3, 69 л. с.); ВАЗ-21035 (1973-1981 гг.) экспортная модификация с маломощным, но более экономичным двигателем ВАЗ-2101 (1200 см3,64 л. с.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий